7325

Ремонт ГРМ

Реферат

Большое значение для уменьшения загрязнения окружающего воздуха отработавшими газами приобретает ежедневно техническое обслуживание подвижного состава автомобильного транспорта,‭ ‬находящегося в эксплуатации,‭ ‬одной из основных задач которого является контроль содержания токсичных веществ в выхлопных газах и доведение его до норм,‭ ‬установленных в России.

2013-06-17

44.52 KB

10 чел.

red54;;;;;;Содержание

Введение

  1.  Устройство ГРМ
  2.  Назначение ГРМ, его виды
  3.  Устройство ГРМ
  4.  Принцип работы ГРМ
  5.  Материалы для ГРМ. Эксплуатационные материалы
  6.  Техническое обслуживание ГРМ
  7.  Значение и сущность технического обслуживания и ремонта автомобилей
  8.  Возможные неисправности ГРМ
  9.  Перечень выполняемых работ в объеме технического обслуживания для ГРМ
  10.  Ремонт ГРМ
  11.  Разборочные работы
  12.  Дефектация деталей ГРМ
  13.  Методы восстановления работоспособности ГРМ
  14.  Сборка ГРМ
  15.  Послеремонтные испытания. Порядок сдачи готового изделия
  16.  Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей
  17.  Охрана труда

Заключение

Список литературы


Введение

Автомобильный транспорт занимает одно из ведущих мест в единой транспортной системе России. С каждым годом растет производство автомобилей, но одновременно с ростом числа автомобилей, увеличивается загрязнение окружающей среды выхлопами, отработавшими газами (ОГ) и существенно вырастает шум, производимый ими. Токсичность отработавших газов, выбрасываемых в атмосферу при работе карбюраторных двигателей, обуславливается главным образом, содержание оксида углерода (СО), окиси азота (NO), и соединениями свинца (Pb), а дизелей - содержанием окислов азота и сажи(C).

Большое значение для уменьшения загрязнения окружающего воздуха отработавшими газами приобретает ежедневно техническое обслуживание подвижного состава автомобильного транспорта, находящегося в эксплуатации, одной из основных задач которого является контроль содержания токсичных веществ в выхлопных газах и доведение его до норм, установленных в России.

На автомобильных заводах для снижения токсичности отработавших газов разрабатываются новые модели двигателей и мероприятия по совершенствованию рабочего процесса в двигателе, выбору оптимальных режимов его работы и оптимизации параметров систем питания и зажигания. Значительное уменьшение токсичности может быть достигнуто также нейтрализацией токсичных веществ при помощи специальных дожигателей отработавших газов, устанавливаемых на автомобилях. Частичным решением данной проблемы является и оснащение автотранспортных средств дизельными двигателями, т.е. дизеляция автомобилей, которая позволяет значительно сократить расход топлива и снизить токсичность отработавших газов.

ГРМ - сокращение от «газораспределительный механизм». Механизм распределения впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Осуществляется путём открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов цилиндров при помощи распределительного вала (распредвала) и кулачкового механизма. 

Тема «Ремонт ГРМ» достаточно актуальна на современном этапе. Актуальность этого вопроса растет изо дня в день, так как число автомобильного транспорта и специальной техники постоянно растет, растет и потребность в ремонте. Торгово-экономическая экономика ставит задачи по усовершенствовании ремонтных работ, то есть уменьшение временных рамок отведенных на одну ремонтируемую единицу, улучшение качества ремонта, снижение стоимости ремонта за счет внедрения передовых технологических разработок, и др. 

В данной работе описаны основные средства механизации и автоматизации при капитальном ремонте автомобилей, но в действительности разновидностей специального инструмента на порядок больше. В ремонте используется очень широкий спектр оборудования, помогающего на много увеличить эффективность ремонтного производства.

На автотранспортных предприятиях по техническому обслуживанию автомобилей все шире внедряется средства диагностирования и новые формы организации труда: бригадный подряд, оценка трудовой деятельности по конечному результату и др. Все это требует ускоренного развития МТБ предприятий, дальнейшего совершенствования процессов технического обслуживая и ремонта автомобилей, внедрения более широкой механизации выполняемых работ и улучшения организации производства. Механизация работ облегчает и ускоряет многие технологические процессы, поэтому от рабочих, обслуживающих автомобили, сейчас требуется не только знание их устройства, но и практические навыки пользования современным оборудованием, умение применять необходимые приспособления, инструменты, КИАП при диагностировании автомобилей.

Применение современного оборудования при техническом обслуживании и ремонте не исключает выполнения общеслесарных операций, которыми должен владеть каждый рабочий-ремонтник. Слесарь по ремонту автомобиля должен иметь четкие представления об основных методах и способах восстановления деталей, технологии ремонтных работ, включая вопросы сборки и испытания автомобилей после капитального ремонта. 

Целью письменной экзаменационной работы является систематизация научных и практических знаний в области ремонта ГРМ, а конкретно развитие инициативы и самостоятельности решений по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта ГРМ, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.

Основными задачами написания работы являются: 

- основы обеспечения работоспособности ГРМ;

- изучить виды и устройство ГРМ;

- ознакомиться с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для ГРМ;

-основные нормативы безопасности;

- организация диагностических и регулировочных работ;

- рассмотреть методы и способы восстановления работоспособности ГРМ.

Материалы обзора основаны на информации собранной из справочной, учебной и другой специальной и технической литературы.

При написании письменной экзаменационной работы были использованы источники таких авторов как В. Л. Роговцев, А. Г. Пузанков, В. Д. Олфильев, Фрункин.А. К. , Чуначенко Ю.Т., научные труды Ю. М. Рудникова, Ю. Л. Засорина, В. М. Даговича, В. С. Калисекима, А. И. Манзона, Г. Е. Начума.

Данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованных источников. Вовведении показана цель написания письменной экзаменационной работы. Глава 1посвящена назначению и устройству ГРМ, во2главе описывается техническое обслуживание ГРМ, в 3 главе рассматриваются ремонтные работы, в 4 главе изложены общие основы обеспечения охраны труда. Взаключении сформулированы основные выводы.


  1.  Устройство ГРМ

1.1 Назначение ГРМ, его виды

Главное назначение газораспределительного механизма - своевременное снабжение двигателя горючей смесью, а также выпуск выхлопных газов. Основными элементами газораспределительного механизма являются:

- распределительный вал;

-рычаги;

-ремень газораспределительного механизма (ремень ГРМ) или цепь;

-клапаны с мощными пружинами (впускные и выпускные);

-впускные и выпускные каналы.

В целом распределительный вал с кулачками предназначен для своевременного и согласованного с движением поршней в цилиндрах открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов. Иначе говоря, посредством распредвала впускной клапан открывается в самом начале первого такта, когда поршень еще находится в верхней мертвой точке, и закрывается сразу, как только поршень достигнет нижней мертвой точки. Выпускной клапан открывается именно в конце третьего такта, когда поршень находится в НМТ, и закрывается по достижении им ВМТ (то есть когда выхлопные газы будут выдавлены поршнем через отверстие выпускного клапана). Виды и типы ГРМ показаны на рисунке 1.1[6, С. 56].

1.2 Устройство ГРМ

Распределительный вал двигателя внутреннего сгорания находится в головке блока цилиндров, а точнее - вдоль ее верхней части. Ключевыми элементами распределительного вала являются кулачки, число которых равно общему количеству впускных и выпускных клапанов. Распределительный вал расположен относительно клапанов таким образом, что каждому клапану соответствует свой кулачок. При вращении вала кулачки поочередно давят на соответствующие клапаны, благодаря чему те своевременно открываются. Когда кулачок перестает давить на клапан (распределительный вал вращается с большой скоростью, и давление очень скоротечно), он под воздействием мощной пружины возвращается на место, плотно закрывая отверстие.

Распределительный вал получает энергию вращения от коленчатого вала, с которым он соединен либо цепью, либо зубчатым ремнем газораспределительного механизма. Для этого на конце распредвала закреплена соответствующая шестерня, а на конце коленчатого вала - зубчатый шкив или звездочка. Например, в автомобиле ВАЗ-2106 используется цепь, а в ВАЗ-2108, «Форд-Эскорт», «Опель-Вектра» - ремень ГРМ.

Чтобы цепь постоянно находилась в требуемом натяжении, применяется натяжитель, установленный в комплекте с башмаком. Если в машине используется ремень ГРМ, то для его натяжения предусмотрен специальный натяжной ролик.

Ремень ГРМ и цепь являются весьма важными деталями. Цепь считается более надежной, но и ремень выдерживает пробег в среднем до 60000км. Разрыв ремня ГРМ чреват катастрофическими последствиями для двигателя (будут погнуты клапаны идр.): придется делать сложный и дорогостоящий капитальный ремонт. 

  1.  Принцип работы ГРМ

При такте "ВПУСК" кулачек впускного клапана, своим выступом, набегает на токатель, он поднимает штангу, а штанга на коромысло, оно поворачивается давит на впускной клапан и он идет вниз, сжимая пружину, и соединяет цилиндр с впускным коллектором. Когда закончится такт "ВПУСК" выступ кулачка сойдет с толкателя, пружины поднимут клапан и он закроет цилиндр,отсоединит его от впускного коллектора. При такте "ВЫПУСК" кулачек выпускного клапана, своим выступом, набегает на токатель, он поднимает штангу, а штанга на коромысло, оно поворачивается давит на давит на выпускной клапан и он идет вниз, сжимая пружину, и соединяет цилиндр с выпускным коллектором. Когда закончится такт "ВЫПУСК" выступ кулачка сойдет с толкателя, пружины поднимут клапан и он закроет цилиндр, отсоединит его от выпускного коллектора.

1.4 Материалы для ГРМ. Эксплуатационные материалы

Газораспределительный механизм обеспечивает своевременное поступление в цилиндры двигателя горючей смеси (или воздуха) и выпуск отработавших газов. Толкатели предназначены для передачи усилия от кулачков распределительного вала к штангам. Изготовляют их из стали или чугуна. Распределительный вал обеспечивает своевременное открытие, и закрытие клапанов. Изготовляют его из стали или чугуна. 

Главное преимущество цепной передачи - это ее долговечность. Если при изготовлении цепи использовались высококачественные материалы, а ее эксплуатация проходит с соблюдением всех необходимых условий (обильная смазка, правильное натяжение и т.д.), то она может служить очень долго. 

Инструменты и приспособления: 

- ключ специальный для регулировки натяжения ремня привода ГРМ. 

- специальные щипцы для снятия стопорных колец. Существует два типа таких щипцов: сдвижные для извлечения стопорных колец из отверстий и раздвижныедля снятия стопорных колец с валов, осей, тяг. Такие щипцы бывают с прямыми и изогнутыми губками. 

- приспособление для регулировки зазоров клапанов в приводе ГРМ. 

Надежность ремня ГРМ особенно важна в двигателях, где поршни и клапана находятся в одном блоке. Так как в таких двигателях поршни и клапана делят одно и то же пространство, то благодаря ремню ГРМ они никогда не дотрагиваются друг до друга. Когда ремень ГРМ ломается или соскакивает, поршень ударяет в открытый клапан и гнет его, в результате чего требуется дорогостоящий ремонт двигателя.

Ремень ГРМ ломается без предупреждения, поэтому его нужно периодически менять. Периодичность замены ремня ГРМ зависит от конкретной марки автомобиля и об этом сроке можно узнать из технической документации. Многие авто мастера рекомендуют менять ремень ГРМ при пробеге автомобиля более 75 000 километров. Замена ремня ГРМ следует производить не только по причине его поломки. 

При регулировке клапанов используют рожковый ключ на 11 мм, отвертку и щуп.

Седла и направляющие клапанов выпрессовывают выколодкой. Клапана шлифуют на шлифовальном станке. Притирают клапана на станке для притирки клапанов. Для снятия коромысел используют головку на 17 мм и вороток. Седло клапана прессуется в головку блока цилиндров в горячем виде. Для рассухаривания клапанов используют специальное приспособление. Распределительный вал прессуется в блок и крепится двумя болтами на 10 мм [10, С. 112].


  1.  Техническое обслуживание ГРМ

2.1 Значение и сущность технического обслуживания и ремонта автомобилей

Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы: воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля.

Комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй - систему восстановления (ремонта).

У нас в стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт - по потребности.

Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Определение технического состояния агрегатов особенно необходимо, когда узел или агрегат отказал. По отдельным практически установленным признакам можно найти сопряжение или узел, где нарушена работоспособность. Но это крайний случай. Желательно момент наступления отказа предвидеть заранее с тем, чтобы его исключить.

В практических условиях узел (агрегат) ремонтируют, детали заменяют на основе имеющегося опыта эксплуатации автомобилей в заданных условиях, пробег до ремонта оценивают по статистическим данным с большой погрешностью.

Повышение точности оценки технического состояния агрегата позволяет уменьшить затраты на ремонт неисправного агрегата за счет прогнозирования пробега автомобиля до наступления предельного изменения технического состояния, если известны предельная величина, закономерность изменения критерия в процессе эксплуатации и состояние узла (агрегата) за предыдущий пробег.

Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание согласно действующему Положению подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.

Положением предусматривается два вида ремонта автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), выполняемый на специализированных предприятиях.

Каждый вид технического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части контрольную и исполнительскую.

Контрольная часть (диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.

Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля.

Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочномоечные и сушильнообтирочные операция, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля.

Как правило, техническое обслуживание нового автомобиля, находящегося в личном пользовании, проводят после обкатки (через 2... 3 тыс. км пробега), а затем через каждые 15 тыс. км (ТО-1) и каждые 30 тыс. км пробега (ТО-2). 

Сезонное ТО проводят два раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в теплое и холодное время года. Перечень контрольно-осмотровых и регламентных работ указан в сервисной книжке автомобиля [4].


2.2 Возможные неисправности ГРМ

Основными неисправностями газораспределительного механизма (ГРМ) являются:

  •  нарушение тепловых зазоров клапанов (на двигателях с регулируемым зазором);
  •  износ подшипников, кулачков распределительного вала;
  •  неисправности гидрокомпенсаторов (на двигателях с автоматической регулировкой зазоров);
  •  снижение упругости и поломка пружин клапанов;
  •  зависание клапанов;
  •  износ и удлинение цепи (ремня) привода распределительного вала;износ зубчатого шкива привода распределительного вала;
  •  износ маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок;
  •  нагар на клапанах. 

Можно выделить следующие причины неисправностей ГРМ: 

  •  выработка установленного ресурса двигателя и, как следствие, высокий износ конструктивных элементов;
  •  нарушение правил эксплуатации двигателя, в том числе использование некачественного (жидкого), загрязненного масла, применение бензина с высоким содержанием смол, длительная работа двигателя на предельных оборотах. 

Самой серьезной неисправностью газораспределительного механизма является т.н. зависание клапанов, которое может привести к серьезным поломкам двигателя. Причин у неисправности две. Применение некачественного бензина, сопровождающееся отложением смол на стержнях клапана. Другой причиной является резонанс, ослабление или поломка пружин клапанов. В этом случае при достижении поршнем верхней мертвой точки клапан не успевает сесть в «седло». Данная неисправность на современных автомобилях встречается достаточно редко. 

Отдельно необходимо сказать о неисправностях гидрокомпенсаторов. При использовании жидкого или сильно загрязненного масла гидрокомпенсатор перестает выполнять свою основную функцию, а именно автоматически компенсировать зазоры в ГРМ. Дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к заклиниванию гидрокомпенсаторов. 

Нарушение теплового зазора на двигателях с регулируемым зазором может произойти по причине износа подшипников и кулачков распределительного вала, износа зубчатого шкива привода распределительного вала, а также вследствие неправильной регулировки. 

Неисправности ГРМ достаточно сложно диагностировать, т.к. сходные внешние признаки могут соответствовать нескольким неисправностям. 

Большинство неисправностей газораспределительного механизма приводит к нарушениям фаз газораспределения, при которых двигатель начинает работать нестабильно и не развивает номинальной мощности.

Таблица 2.1 Внешние признаки и соответствующие им неисправности ГРМ 

Признаки

Неисправности

  •  металлический стук в головке блока цилиндров на малых и средних оборотах;
  •  снижение мощности двигателя 
  •  нарушение теплового зазора клапанов;
  •  износ подшипников, кулачков распределительного вала
  •  металлический стук в головке блока цилиндров на холодном двигателе;
  •  снижение мощности двигателя 
  •  неисправности гидрокомпенсаторов
  •  шум в районе привода распределительного вала;
  •  выстрелы в глушитель 
  •  износ и удлинение цепи (ремня) привода распределительного вала;
  •  износ зубчатого шкива привода
  •  синий дым отработавших газов;
  •  снижение уровня масла в картере двигателя;
  •  снижение мощности двигателя 
  •  износ маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок;
  •  неисправности КШМ 
  •  звонкие металлические стуки (детонационные стуки) при разгоне автомобиля;
  •  работа двигателя с перебоями 
  •  нагар на клапанах;
  •  неисправности КШМ;
  •  бензин низкого качества
  •  кратковременные провалы в работе холодного двигателя;
  •  снижение мощности двигателя;
  •  перегрев двигателя 
  •  снижение упругости и поломка пружин клапанов;
  •  зависание клапанов

2.3 Перечень выполняемых работ в объеме технического обслуживания для ГРМ

Существует четыре вида ТО: ЕО - ежедневное обслуживание, ТО-1 - техническое обслуживание 1, ТО-2 - техническое обслуживание 2 и СО - сезонное обслуживание. При ТО-1 проверяют посадку клапанов в седлах, нет ли изгиба стержня, клапана, трещины тарелки клапана, состояние пружины. Если стержень клапана изогнут, то его правят под прессом, при трещине тарелки клапан заменяют, при слабом действии пружины она также подлежит замене. При ТО-2 проделывают выше перечисленные процедуры и плюс к этому проверяют распределительный вал - нет ли изгиба; износ опорных шеек и кулачков. Если есть изгиб, то его правят под прессом, а изношенные шейки и кулачки шлифуют до одного из ремонтных размеров. Определяют нет ли изгиба штанги, износ толкателя. При изгибе штанги ее правят, а толкатель растачивают до одного из ремонтных размеров. Проверяют состояние коромысел.

Уход за механизмом распределения заключается в проверке и регулировке зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла, проверке герметичности клапанов и осевого перемещения распределительного вала.

Увеличение зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла вызывает стук клапана. При уменьшении зазора вследствие неплотного прилегания обгорают фаски выпускных клапанов, заедают стержни в направляющих втулках. Мощность двигателя падает, и увеличивается удельный расход топлива.

Зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на холодном двигателе должен быть для впускных клапанов 0,4 мм, для выпускных -- 0,45 мм.

Для проверки и регулировки зазора необходимо поднять боковины верхнего щита капота, снять крышку колпака головки цилиндров, предварительно очистив ее от грязи, и включить декомпрессионный механизм.

Поворачивая коленчатый вал рукояткой, установить поршень первого цилиндра в в. м. т. в конце такта сжатия. В этом случае оба клапана первого цилиндра будут закрыты. Поршень устанавливают в в. м. т. при помощи

установочной шпильки, ввернутой в картер маховика. Для этого вывертывают ее из картера, вставляют ненарезанным концом в то же отверстие и проворачивают маховик до тех пор, пока шпилька не войдет в отверстие.

Выключив декомпрессионный механизм, проверяют щупом зазор и, если необходимо, регулируют его винтом коромысла.

Регулировать зазоры, между торцами стержней клапанов и бойками коромысел остальных цилиндров рекомендуется в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя 1-3-4-2. Для регулировки зазоров в каждом следующем цилиндре нужно проворачивать коленчатый вал на пол-оборота. После регулировки зазоров ставят на место крышку колпака и закрывают боковины верхнего щита капота.

Проверяют плотность прилегания клапанов к гнездам головки цилиндров и, если необходимо, притирают клапаны при техническом уходе3 через 360 ч. работы двигателя. Для притирки клапанов необходимо снять головку цилиндров и разобрать клапанный механизм.

Перед притиркой очищают от нагара и промывают в керосине клапаны, гнезда клапанов и направляющие втулки. Наносят на гнездо слой пасты ГОИ0 или слой притирочной мази, состоящей из чистого автотракторного масла и наждачного порошка0. Подкладывают под клапан слабую пружину и притирают его к гнезду при помощи специального приспособления или ручной дрели. В процессе притирки поворачивают клапан на 1/3-1/4 оборота в одну и другую сторону, слегка прижимая и отпуская его.

Клапан притирают до тех пор, пока на его фаске не появится матовая ровная кольцевая полоска шириной не менее 1,5 мм. Разность ширины притертой полоски не должна превышать 0,6 мм.

При использовании притирочной мази необходимо дополнительно притереть клапан мазью с наждачным порошком00, пока не будут выведены риски на притираемых поверхностях [1].

По окончании притирки промывают клапан и гнездо керосином. Затем пришлифовывают их, обильно смачивая смесью керосина с маслом. При этом, нажимая на клапан, поворачивают его относительно гнезда.

Плотность прилегания клапанов проверяют после сборки клапанного механизма, заливая керосин во впускные каналы головки цилиндров. При этом в течение 3-5 мин не должно быть течи.

При значительном износе и обгорании перед притиркой седла предварительно раззенковывают специальными зенкерами, а фаски клапана шлифуют. Утопание тарелок клапанов относительно плоскости головки цилиндров допускается не более 3,5 мм. В случае замены старого утопание нового клапана относительно плоскости головки цилиндра после притирки должно быть 1,15-1,6 мм. При меньшей величине утопания возможны удары клапана о днище поршня.

При снятии головки цилиндров для притирки клапанов очищают от нагара стенки камер сгорания и гнезда клапанов. Для облегчения снятия нагара предварительно смачивают его керосином.

При установке головки цилиндров необходимо осмотреть ее прокладку. Она не должна быть повреждена. Ее устанавливают широкой стороной окантовки к блок-картеру.

Гайки крепления головки цилиндров затягивают равномерно в несколько приемов. За один прием гайку затягивают на 1-2 грани. Момент затяжки 20-22 кГм.

Осевое перемещение распределительного вала регулируют при износе бурта втулки переднего подшипника, а также при снятии и последующей установке крышки картера распределительных шестерен. При регулировке упорный винт ввинчивают до упора в подпятник распределительного вала. Затем вывинчивают его на 1/4-1/2 оборота и контрят гайкой.

Одновременно с проверкой зазоров в клапанах проверяют зазор между валиками декомпрессионного механизма и коромыслами. При выключенном декомпрессионном механизме и закрытом клапане зазор должен быть не менее 0,8 мм. При уменьшении зазора подпиливают срез на валиках.


  1.  Ремонт ГРМ

3.1 Разборочные работы

При ремонте и замене изношенных деталей механизма газораспределения производится разборка в следующем порядке:

. Снять крышку механизма газораспределения;

. Повернуть коленчатый вал пусковой рукояткой до совмещения меток на шестерне и корпусе распределительного вала;

. Ослабить натяжение цепи;

. Расконтрить стопорную шайбу под болтом, крепящим шестерню, отвернуть болт и снять шестерню вместе с валом;

. Ослабить гайки упорного фланца распределительного вала, отвернуть гайки, крепящие корпус подшипников и снять его вместе с валом;

. Снять рычаги, нажав на его конец, опирающийся на стержень клапана, повернуть его вокруг регулировочного болта;

. Снять головку цилиндров, для чего необходимо слить охлаждающую жидкость, отсоединить провода от аккумуляторной батареи, свечей зажигания и от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости. Отсоединить трос привода воздушной заслонки от карбюратора, вывернуть свечи зажигания. Отсоединить шланги от карбюратора, впускного трубопровода и от выпускного патрубка охлаждающей жидкости рубашки головки цилиндров. Отсоединить от выпускного коллектора защитный щиток стартера и приемную трубу глушителей;

. Установить головку цилиндров на доску;

. Отсоединить выпускной коллектор и впускной трубопровод с карбюратором;

. Отсоединить выпускной патрубок охлаждающей трубкой;

. Отсоединить патрубок отвода жидкости к отопителю;

. Ослабить контргайки и вывернуть регулировочные болты и втулки;

. Специальным приспособлением сжать пружины клапанов и освободить сухари;

. Снять пружины клапанов с тарелками и опорными шайбами. Повернуть головку цилиндров и вынуть с нижней стороны все клапаны. Снять маслоотражательные колпачки с направляющих втулок.

3.2 Дефектация деталей ГРМ

Газораспределительный механизм:

- износ толкателей;

- диаметры (износ) отверстий коромысел;

- диаметр (износ) оси коромысел;

- диаметр (износ) стержней клапанов;

- износ фасок клапанов

Привод распределительного вала:

- износ цепи (ремня) ГРМ;

- состояние подшипников роликов ремня;

- состояние (износ) зубьев звездочек (шкивов);

- состояние упорных поверхностей шкивов;

- состояние кожуха ремня;

- состояние натяжителя цепи (ремня) и успокоителей цепи.

3.3 Методы восстановления работоспособности ГРМ

При ремонте газораспределительного механизма производиться проверка и шлифование седел клапанов, ремонт клапанов, направляющих втулок клапанов, маслоотражательных колпачков направляющих втулок, рычагов клапанов, пружин, прокладки головки цилиндров, герметичности головки цилиндров, проверка и ремонт распределительного овала, корпуса подшипников распределительного вала, цепи привода распределительного вала. На рабочих фасках седел клапанов не должно быть раковин, коррозии и повреждений. Небольшие повреждения устраняются как шлифованием вручную, так и с помощью шлифовальной машинки. Клапаны не должны быть деформированы, иметь трещин; при повреждениях клапан меняется.

При износе рабочей фаски клапана производится шлифовка на станке. Проверяется зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов при измерении диаметра клапана и отверстия втулки. Максимально допустимый предельный зазор не должен превышать 0,15 мм. Если увеличенный зазор между направляющей втулкой и клапаном не может быть устранен заменой клапана, то меняются втулки клапанов, пользуясь оправкой. Запрессовывать втулки с надетым стопорным кольцом до упора кольца в плоскость головки цилиндров. После запрессовки развернуть отверстия в направляющих втулках развертками. Затем прошлифовать седло клапана и довести ширину рабочей фаски до нужных размеров.

У маслоотражательных колпачков не допускаются отслоение резины от арматуры. Трещины и износ рабочей кромки. При ремонте колпачки всегда заменяются новыми. Для напрессовки колпачков пользуются оправкой.На рабочих поверхностях рычагов, сопрягающихся со стержнем клапана, с кулачком распределительного вала и со сферическим концом регулировочного болта не допускаются задиры и риски. В противном случае рычаг меняется на новый. Если обнаружена деформация и повреждения на втулке регулировочного болта или на самом болте, то детали меняются. Пружины клапанов и рычагов должны иметь достаточную упругость. Не иметь трещин. Для этого проверяется деформация пружин под нагрузкой. Поверхности прокладки головки цилиндров не должны иметь повреждений. Должны быть ровными, без вмятин, трещин, вздутий и изломов. На окантовке отверстий не должно быть трещин. Прогаров и отслоений. Для проверки герметичности головки цилиндров внутрь головки нагнетается насосом вода под давлением 5 кгс/кв.см. В течение 2 минут не должно наблюдаться утечки воды из головки. При обнаружении трещин головка заваривается или меняется.

На опорных шейках распределительного вала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников. На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде их огранки. Проверить его радиальное биение. Для этого надо распределительный вал опорными шейками (крайними) установить на две призмы и индикатором замерить радиальное биение средних шеек. Оно не должно превышать 0,02 мм. Зазор между шейками распределительного вала не должен иметь никаких повреждений. Если имеются повреждения, то необходимо заменить корпус подшипников распределительного вала.

На роликах и щечках привода распределительного вала не допускаются сколы, трещины и другие повреждения. При работе двигателя цепь вытягивается. Она считается работоспособной, если натяжитель обеспечивает её натяжение, т.е. цепь вытянулась не более чем на 4 м. Вытяжка цепи проверяется на приспособлении, имеющем два ступенчатых ролика, на которые одевается цепь. С помощью противовеса цепь растягивается усилием 30 кгс. Вытяжка цепи определяется по расстоянию между осями роликов. Если цепь вытянулась до 499,5 мм, то её заменяют.

3.4 Сборка ГРМ

Установка зубчатых колес 

1. Установить правую и левую задние (№ 2) крышки привода ГРМ. 2. Установить кронштейн натяжителя ремня. 

. Установить зубчатое колес коленчатого вала.

- Установить зубчатое колесо правого распределительного вала, - удерживать вал от проворачивания при помощи специального приспособления.

- Установить зубчатый шкив левого распределительного вала.

- Установить зубчатое колесо правого выпускного распределительного вала, - удерживать вал от проворачивания при помощи специального приспособления.

- Установить зубчатое колесо правого впускного распределительного вала. - Установить зубчатое колесо левого выпускного распределительного вала. Установка натяжителя ремня и промежуточных роликов 

1. Установить натяжитель на свое штатное место, сдвинуть его вправо до упора и временно закрепить. 

. Установить натяжной ролик.

3. Установить промежуточный шкив. 

. На двигателях DOHC установить промежуточное зубчатое колесо2.

Установка газораспределительного ремня 

1. Помощи специального инструмента, развернуть зубчатые колеса коленчатого и обоих распределительных валов установочными метками вверх.

. Добившись совмещения меток, нанесенных на тыльную сторону ремня с установочными метками, аккуратно надеть ремень на зубчатые колеса, - проследить за соблюдением первоначального направления вращения ремня. 3. Установить промежуточное зубчатое колесо2. 

4. Установить промежуточный ролик. 

. Отпустить болты крепления натяжителя, сместить сборку последнего до упора влево, затем снова затяните болты. 

. Закончив установку ремня, снять крышки головки цилиндров и удостовериться в отсутствии воздуха в гидрокорректорах клапанных зазоров.

Произвести предварительную установку зубчатых колес: 

- Добиться совмещения установочной метки зубчатого колеса коленчатого вала с ответной риской на крышке масляного насоса на блоке цилиндров;

- Добиться совмещения метки в виде одинарной полосы на зубчатом колесе правого выпускного распределительного вала с ответной риской на крышке привода ГРМ;

- Добиться совмещения метки в виде одинарной полосы на зубчатом колесе правого впускного распределительного вала с ответной риской на крышке ГРМ. Удостовериться в совмещении меток в виде двойной полосы зубчатых колес впускного и выпускного распределительных валов;

- Действуя в аналогичной манере, добиться совмещения установочных меток зубчатых колес левых распределительных валов;

- Проверить, чтобы зубчатые колеса всех валов были расположены как показано на иллюстрации.

1. Добившись совмещения меток, нанесенных на тыльную сторону ремня с установочными метками, надеть ремень на зубчатые колеса валов. Проследить за сохранением правильного направления вращения ремня. 

. Установить промежуточный ролик. Еще раз удостовериться в правильности совмещения всех меток. 

. Отпустить болты крепления натяжителя, сдвинуть последний влево до упора, затем вновь затянуть крепеж. 

. Еще раз удостовериться в правильности совмещения меток, затем извлечь стопорный стержень из корпуса натяжителя. 

5. Закончив установку ремня, снять крышки головки цилиндров и удостовериться в отсутствии признаков попадания воздуха в гидрокорректоры клапанных зазоров. 

Установка шкива коленчатого вала и крышек привода ГРМ

1. Установить центральную, левую и правую крышки привода ГРМ. 2. Установите шкив коленчатого вала. 

. Ввернуть крепежный и затянуть его с требуемым усилием. 

. Установить ремень привода генератора. 


3.5 Послеремонтные испытания. Порядок сдачи готового изделия

Притирку выполняют на специальных станках, которые полностью механизируют процесс и позволяют выполнять обработку всех клапанов одновременно. Для притирки применяют притирочную пасту или пасту ГОИ. Рекомендуется вначале притирку проводить более грубой пастой. Тонкая паста применяется для получения окончательной чистовой поверхности. Притирка должна обеспечивать плотное, герметичное соединение рабочих фасок клапана и седла, исключающее возможность проникновения газов. Притертые клапан и седло должны иметь по всей окружности фаски ровную матовую полоску «а» определенной ширины. Качество притирки проверяют прибором с помощью которого создают над клапаном избыточное давление воздуха 0,07 МПа. Давление устанавливают по манометру, и оно не должно заметно снижаться в течение одной минуты.

При ослаблении посадки седла клапана в гнезде его выпрессовывают, а отверстие растачивают для установки седла ремонтного размера. При выпрессовке применяют различные съемники.

3.6 Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей

Рабочее место - единица структуры предприятия, где размещены исполнители работы, технологическое оборудование, часть конвейера, оснастка и предметы труда. Это первичное и основное звено производства. Правильная организация рабочего места предполагает четкое определение объема и характера, выполняемых на нем работ, необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные и безопасные условия труда.

На каждое рабочее место составляется паспорт, в котором указываются: содержание выполняемой работы, годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы, планировка, оснащение и порядок обслуживания рабочего места, и порядок размещения на нем обрабатываемых изделий.

Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ. Оно включает организационную и технологическую оснастку. 

Технологическое оснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также техническую документацию. 

Рабочие, имеющие дело с этилированным бензином, должны быть обеспечены спецодеждой и резиновыми перчатками. Спецодежда должна всегда оставаться в рабочем помещении предприятия. Приходить в этой одежде в жилые помещения запрещается.

Запрещается класть инструменты на оборудование и на ограждения.

По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующие места [11].


4. Охрана труда

Охрана труда представляет собой комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.

Контроль за выполнением мероприятий, направленных на охрану труда и технику безопасности, возлагается на профсоюзные организации.

В целях предупреждения производственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятся до сведения каждого работающего соответствующие правила техники безопасности и пожарной безопасности.

В России существует государственная Система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требования безопасности работ, которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых и легковых автомобилей, автобусов, тягачей и др., предназначенных для эксплуатации на дорогах общей сети России.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по безопасности труда и производственной санитарии, который является первым этапом обучения безопасности труда на данном предприятии. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать.

Руководство предприятия обязано обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.

При проведении вводного инструктажа должны быть разъяснены:

- основные положения законодательства по технике безопасности и производственной санитарии;

- правила внутреннего трудового распорядка на предприятии, правила поведения на территории, в производственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительных надписей, плакатов и сигнализаций;

- особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;

- требования к работающим по соблюдению личной гигиены и правил производственной санитарии на предприятии;

- нормы выдачи и правила пользования спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;

- порядок оформления несчастного случая, связанного с производством;

- требования пожарной безопасности.

В программу инструктажа по безопасным приемам и методам на рабочем месте входит:

- общее ознакомление с технологическим процессом на данном участке производства;

- ознакомление с устройством оборудования, приспособлений, оградительных и защитных устройств, а также применением средств индивидуальной защиты (предохранительных приспособлений);

- порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющих устройств, приспособлений и инструментов);

- требование правильной организации и содержания рабочего места;

- основные правила безопасности при выполнении работ, которые должен выполнять данный рабочий индивидуально и совместно с другими рабочими.

Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях, поражении током до прибытия скорой медицинской помощи или доставки пострадавшего в медицинское учреждение.

Производственный травматизм возникает вследствие недостатков в организации труда, пренебрежения правилами безопасности и отсутствия должного контроля за их выполнением.

Техническое обслуживание и ремонт необходимо выполнять в специально предназначенных для этой цели местах (постах) с применением устройств, приспособлений, оборудования и слесарно-монтажного инструмента, предусмотренных для конкретного вида работы.

Инструменты, применяемые на постах ТО и ТР, должны быть исправными. Не допускается использование гаечных ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров, применение рычагов для увеличения усилий затягивания резьбовых соединений, а также зубила и молотка в этих целях. Рукоятки отверток, напильников, ножовок должны быть изготовлены из пластмассы или дерева, на их поверхностях не должно быть сколов. Деревянные рукоятки во избежание раскалывания должны иметь металлические скрепляющие кольца.

Для осмотра автомобилей необходимо применять только безопасные переносные лампы напряжением 36В с предохранительными сетками. При работе в осмотровых канавах напряжение ламп не должно превышать 12В.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО или ремонта, необходимо надежно закрепить установкой не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с карбюраторным двигателем или с газобаллонной установкой следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем - перекрыть подачу топлива.

ТО и ТР автомобиля следует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением тех случаев, когда работа двигателя необходима по технологическому процессу данной операции (например, для регулировки угла опережения зажигания).

При разборке автомобиля снимать, транспортировать тяжелые агрегаты следует с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватами, гарантирующими полную безопасность работ. Нельзя поднимать и вывешивать автомобиль за буксирные крюки. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков). Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму, исключающую соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата). 

Ознакомимся с мерами пожарной безопасности. Чтобы не создавать условий для возникновения пожара на автомобиле, нельзя:

- допускать загрязнений двигателя топливом и маслом;

- допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;

- мыть двигатель бензином;

- курить вблизи баков и приборов системы питания;

- подогревать двигатель открытым пламенем.

В гаражах - стоянках и помещениях для технического обслуживания автомобилей запрещается:

- пользоваться открытым огнем, паяльными лампами там, где хранятся легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

- мыть или протирать бензином кузов, детали или агрегаты, а также мыть руки и чистить одежду бензином, курить;

- хранить горючие жидкости в больших количествах, чем требуется;

- держать открытыми горловины топливных баков;

- загромождать проходы;

Своевременное обнаружение загорания и быстрое уведомление пожарной команды является главным условием успешной борьбы с возникшим пожаром.


Заключение

Являясь одним из важнейших частей любого автомобиля, ГРМ нуждается в постоянном уходе. Для поддержания его в работоспособном состоянии и предотвращения возможных неисправностей необходимо своевременно проводить его техническое обслуживание. 

Кроме того, на сроке службы очень сильно сказывается качество и своевременность технического обслуживания. 

Газораспределительный механизм предназначен для своевременного впуска в цилиндры двигателя горючей смеси и выпуска отработавших газов. 

Газораспределительный механизм состоит из: 

- распределительного вала, 

- рычагов, 

- впускных и выпускных клапанов с пружинами, 

- впускных и выпускных каналов. 

Распределительный вал располагается в верхней части головки блока цилиндров. Составной частью вала являются его кулачки, количество которых соответствует количеству впускных и выпускных клапанов двигателя. Иными словами, над каждым клапаном расположен свой персональный кулачок. Именно эти кулачки, при вращении распределительного вала, обеспечивают своевременное, согласованное с движением поршней в цилиндрах, открытие и закрытие клапанов. Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала двигателя с помощью цепной передачи или зубчатого ремня. Натяжение цепи привода регулируется специальным натяжителем, а ремня - натяжным роликом.

При вращении распределительного вала, кулачок набегает на рычаг, который, в свою очередь, нажимает на стержень соответствующего клапана (впускного или выпускного) и открывает его. Продолжая вращаться, кулачок сбегает с рычага, и под воздействием сильной пружины клапан закрывается. Поршень, через открытый впускной или выпускной клапан, соответственно засасывает горючую смесь или выталкивает отработавшие газы.

Когда же оба клапана в одном цилиндре закрыты - происходит такт сжатия или рабочий ход поршня.

Стуки в газораспределительном механизме появляются по причине увеличенных зазоров в клапанном механизм, износе подшипников или кулачков распределительного вала, рычагов, а также из-за поломки пружин клапанов. Для устранения стуков необходимо отрегулировать тепловой зазор, а изношенные детали и узлы следует заменить. Повышенный шум цепи привода распределительного вала появляется вследствие износа шарнирных соединений звеньев цепи и ее удлинения. Следует отрегулировать натяжение цепи, а при чрезмерном ее износе - заменить на новую. Потеря мощности двигателя и повышенная дымность выхлопных газов происходят при нарушении теплового зазора в клапанном механизме, неплотном закрытии клапанов, износе маслоотражательных колпачков. Зазор следует отрегулировать, изношенные колпачки поменять, а клапаны «притереть» к седлам.

Обратить внимание на тепловой зазор между рычагом и кулачком распределительного вала. Если тепловой зазор меньше нормального, то клапан будет открываться больше, чем ему положено и не будет успевать вовремя закрываться. А это нарушит рабочий цикл двигателя и, плюс ко всему, в скором времени придется менять «подгоревшие» клапаны. Если же зазор между рычагом и кулачком распределительного вала будет очень большим, то клапан не сможет открываться полностью, что естественно не лучшим образом отразится на процессе заполнения цилиндров горючей смесью или выпуска отработавших газов. При неправильной установке теплового зазора, наблюдается целый шлейф неприятностей. Двигатель начинает работать неустойчиво, глохнуть и преподносить прочие «сюрпризы», описанные в неисправностях газораспределительного механизма. Используя инструкцию по эксплуатации своего личного автомобиля, следует периодически контролировать правильность «зазора в клапанах». газораспределительный механизм ремонт

При эксплуатации двигателя необходимо следить за натяжением цепи или зубчатого ремня привода распределительного вала и при необходимости его регулировать. Ремень ГРМ ломается без предупреждения, поэтому его нужно периодически менять. Периодичность замены ремня ГРМ зависит от конкретной марки автомобиля и об этом сроке можно узнать из технической документации. Многие авто мастера рекомендуют менять ремень ГРМ при пробеге автомобиля более 75 000 километров. Замена ремня ГРМ следует производить не только по причине его поломки. 

Во время написания письменной экзаменационной работы были систематизованы научные и практические знания в области эксплуатации и ремонта ГРМ. В данной работе были рассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта ГРМ, по его сборке, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.

В ходе написания письменной экзаменационной работы изучено устройство ГРМ, основные его неисправности, для того чтобы ясно представлять его работу и быстро и качественно устранять неисправности и правильно ее эксплуатировать. Были рассмотрены основы обеспечения работоспособности ГРМ. Ознакомились с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для ГРМ, с основными нормативами безопасности; с организацией диагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы и способы восстановления работоспособности ГРМ. В итоге создана возможно быстрая адаптацию на работе по специальности.

Также были разработаны мероприятия по повышению качества ремонта ГРМ, выработаны предложения по повышению качества ремонта, приобретены практические навыки планирования, организации производства и труда, были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения. 


Список использованных источников

  1.  Беляев С.В. Моторные масла и смазка двигателей: учебное пособие / Беляев С.В. - Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 1993. - 70 с.
  2.  Боровских Ю. И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / Ю. И. Боровских, Ю.В. Буралев, К.А. Морозов, В.М. Никифоров, А.И. Фешенко. - М.: Высшая школа; Академия, 1997. - 528 с.
  3.  Вершигора В.А. Многокрасочный альбом / Вершигора В.А., Игнатов А. П., Новокшенов Н. В. и др. - Третий Рим, 1996. - 90 с.
  4.  Грамолин А.В. Топливо, масла, смазки, жидкости и материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей: учебник / Грамолин А.В., Кузнецов А. С. - М.: Машиностроение, 1995. - 63 с.
  5.  Замятин В.К. Технология и оснащение сборочного производства машиноприборостроения; Справочник - М.: Машиностроение, 1995. - 608 с.
  6.  Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту автомобилей, двигателей и топливной аппаратуры на автоцентрах и станциях объединений «АвтоВАЗтехобслуживание» №.37.101.7072-85 взамен 37.101.7072-78
  7.  Карагодин В.И. Слесарь по ремонту автомобилей: практическое пособие / Карагодин В.И., Шестопалов С.К. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 239 с.
  8.  Круглов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. - М.: Высшая школа, 1995. - 304 с. 
  9.  Михайловский Е.В. Устройство автомобиля: учебник / Михайловский Е.В., Серебряков К. Б., Тур Е. Я. – М.: Машиностроение, 1990 
  10.   Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учебник / Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олфильев В.Д. - М.: Транспорт, 1989. - 432 с.
  11.   Румянцев С.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:
  12.   Спинов А.В. Системы впрыска бензиновых двигателей. - М.: Машино-строение, 1995. - 112 с. 
  13.   Тур Е.Я. Устройство автомобиля: учебник / Тур Е.Я., Серебряков К.Б. – М.: Машиностроение, 1990 
  14.   Фрункин А. К. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: учебник / Фрункин А.К. - М.: Высшая школа, 1991. - 56 с.
  15.   Чумаченко Ю. Т. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / Чумаченко Ю. Т., Герасименко А. И., Рассанов Б. Б. – М.: 2006. - 544 c.
  16.   Ремонт, обслуживание, эксплуатация ВАЗ 2110, 2111, 2112 (Жигули) /

Размещено на Allbest.ru

 

Другие работы

32939. Контрольная Фінансовий аналіз 230.04 KB
  Серед них: якою повинна бути стратегія підприємства для успішного його функціонування якою повинна бути тактика підприємства для досягнення стратегічної мети як підвищити ефективність управління матеріальними трудовими і особливо фінансовими ресурсами щоб раціонально організувати прибуткову діяльність підприємства що треба робити для того щоб у підприємства були стійке фінансове становище висока платоспроможність і ліквідність як досягти фінансової стабільності та фінансової стійкості підприємства як зробити підприємство...
32940. Реферат Внешнеэкономическая деятельность 15.58 KB
  В феврале 1997 года президент Лукашенко подписал декрет об обложении налогом на добавленную стоимость товаров производимых на территории Украины. Таким образом с белорусских товаров налог берется дважды: вначале на территории своей страны а затем при пересечении границы Украины. В отличие от Украины где опережающими темпами растет экспорт в минувшем году в Белоруссии усилились негативные тенденции во внешней торговле. в пользу Украины то за первый квартал 1997 года оно составляло уже 134 млн.
32941. Доклад Валютная война: ЕС и США 23.04 KB
  Из истории валютной интеграции в Европе. Из истории валютной интеграции в Европе. Попытки создания валютных союзов между различными европейскими государствами неоднократно предпринимались в XIX начале XX вв. Первым валютным союзом в Европе был Австрогерманский валютный союз 1857 1866 гг.
32942. Курсовая Минимизация стоимостей перевозок 21.07 KB
  Решение экстремальных экономических задач можно разбить на три этапа : Построение экономико математической задачи. При этом особое внимание должно быть уделено отражении в модели всех существенных особенностей задачи и учет всех ограничивающих условий которые могут повлиять на результат. Затем определяется цель решения выбирается критерий оптимальности и дают математическую формулировку задачи. При исследовании в большинстве случаев имеют место задачи нелинейного программирования аппроксимация их линейными задачами вызвана только тем ...
32943. Реферат Библиография по перуанской археологии и искусству 17.33 KB
  cts ã trbjos del II Congreso ncionl de histori del Peru epoc prehispnie v. Peru. ltPeru und seine Kunst. The boriginl Ruins t Sillustni Peru.
32944. Статья Ю. Одум. 42.42 KB
  àà €â ‹ã áâë àëå àááâ ç XVIII. … áë íâë: I âçá éáâ à çá à çá áï; II€ àãæâë àà ï à áââìáâì; IIB àãæâë äâ â; III1€ àç ë áãâë à áââìïë ë äàë; III1B àçë áãâë à áââìïë â; III2 âàçë áãâë åé ; III3 âàâçë áãâë åé âà àï ; IV á àâàäë âà ...
32945. Реферат Жизнь и творческий путь И.А. Ильина 20.65 KB
  Ильина стр. 17 Введение Творчество видного русского мыслителя Ивана Александровича Ильина обширно и многогранно. Дух по Ильину является самым главным основанием в человеке силой самоопределения к лучшему потребностью священного начала жилищем совести источником правосознания и истинного патриотизма и в конечном итоге основой здоровой государственности и великой культуры. Ильина и определение его философии.
32946. Статья Церковная реформа XVII века: трагическая ошибка или диверсия? 33.29 KB
  Политическая наивность этих замыслов вполне соответствовала недалекости самого цаpя котоpого с полным основанием можно назвать бедой не только России но и вселенского пpавославия. Рефоpма для достижения цеpковного единообpазия по гpеческому обpазцу была для цаpя Алексея пеpвой ступенью в осуществлении его глобальных политических замыслов создание Великой ГpекоРоссийской Восточной импеpии. Hадо сказать что сама по себе идея объединения всех пpавославных наpодов под деpжавой pусского цаpя возникла задолго до Алексея Михайловича. Hа этой...
загрузка...